Анна Павлова

Анна Павлова
24.01.2014 | Автор: admin

pavlovaАнна Павлова – Будущая знаменитая русская балерина родилась в Санкт-Петербурге 12 февраля 1881 года. В энциклопедиях ее отчество дается то Матвеевна, то Павловна. Установлено, что ее мать была замужем за Матвеем Павловичем Павловым, но балерина впоследствии никода не любила, когда ее называют по отчеству, предпочитая обращение по имени. Существуют свидетельства, что сын петербургского банкира Лазаря Полякова, считал ее сводной сестрой. Мать Анны Любовь Федоровна была в этой семье в услужении в 1980 году, откуда внезапно исчезла, что некоторые связывали с возможной беременностью. Однако ни о каких контактах с семьей банкира, а тем более о материальной помощи на воспитание ребенка ничего не известно.

Семья Павловых жила очень бедно, но мать старалась делать дочери подарки одним из которых стал поход 8-летней девочки в Мариинский театр на постановку «Спящей Красавицы». Ребенок был настолько очарован постановкой, что решила непремено стать балериной и поступить в балетную школу. Однако сразу это не удалось из-за малолетства и пришлось ждать долгих два года. Императорская балетная школа того времени славилась железной дисциплиной и мало отличалась от монастыря.

Это хореографическое училище по праву считалось лучшим в мире. В нем Анна Павлова провела девять лет и вышла со званием первой танцовщицы. Ее совершенно не тяготил «монастырский устав», она была больше обеспокоена хрупким телослосложением, что не соответствовало балетным нормам того времени. В те годы в балете блистали итальянские балерины — мускулистые м крепко сложенные, с высоким прыжком и способностью выполнить сложнейшие хореографические элементы. Легкая, хрупкая и миниатюрная Павлова совершенно не соответствовала этим стандартам и по требованию преподавателей усиленно питалась и принимала рыбий жир.

Это продолжалось до тех пор, пока в старших классах ее педагогом не стал П. А. Гердт, оценивший ее необыкновенное дарование и индивидуальность. Он предложил ей отказаться от акробатических трюков на сцене, оставив это занятие другим, а сосредоточиться на одухотворенной пластике и грации. Еще в 1998 году, будучи ученицей она блестяще выступила в балете «Две звезды» (постановка Петипа) и привлекла внимание умением поймать поэтическую суть роли. В 1899 году школа была окончена и молодую танцовщицу сразу зачислили в труппу Мариинского театра. В этом же году состоялся ее дебют в балете Ц. Пуни » Дочь фараона» (постановка Сен-Жоржа и Петипа).

В начале Анна Павлова была на вторых ролях так не имела ни имени, ни протекции, однако у худенькой, со слабым здоровьем танцовщицы был достаточно волевой характер, благодаря которому она превозмогала себя даже в дни болезней и не отказывалась от выступлений. Уже с 1900 года ответственные роли стали следовать одна за другой и каждую из них она сумела наполнить новым смыслом. Это сразу привлекло внимание петербургской публики. Музыкальность, драматизм, психологическая сдержанность и эмоциональность молодой балерины быстро увеличили круг ее поклонников.

Вскоре Павлова становится второй солисткой, а затем и первой. В 1902, году при исполнении Никии в «Баядерке» она меняет трактовку роли, насыщая его высокой трагедией духа, что в корне меняет сценическую судьбу спектакля. Аналогичная ситуация впоследствии происходит и с образом Жизели. При этом зажигательный и бравурный танец Пахиты и Китри в ее исполнении долгое время считался образцом мастерства и стиля. В 1903 году она впервые танцует в Большом театре и с этого времени начинает гастролировать по городам Российской империи.
Умирающий лебедь
Индивидуальный стиль исполнения и парящий прыжок Анны подсказали ее партнеру, будущему знаменитому хореографу М. М. Фокину идею создания «Шопенианы» на музыку великого композитора. В 1907 году эта стилизация в духе романтизма состоялась и ее партнером по выступлениям является знаменитый Вацлав Нежинский. С 1908 г. начинаются ее первые зарубежные гастроли, которые проходят в Гельсинфорсе, Копенгагене, Стокгольме, Праге и Берлине. По их завершении Павлова присоединяется к труппе Сергея Дягилева, выступающей в Париже.

Анна Павлова фактически стала главной участницей проходящих в Париже «Русских Сезонов». Это позволило ей получить мировую известность, но выступала она в них недолго, так как она мечтала о творческой свободе. И уже в 1909 года она ставит «Ночь» Рубинштейна» в театре А. Суворина, которая была встречена публикой с одобрением. И она ставит «Стрекозу» Ф. Крейслера, «Бабочку» Р. Дриго и «Калифорнийский мак». Классический танец в ее аранжировках переплетался со свободной пластикой. Объединяющим же их началом служило эмоциональное состояние исполнительницы.

pavlova6

В 1910 году Павлова уходит из Мариинского театра и создает собственную труппу, преимущественно с русскими балетмейстерами и танцовщиками. В ее репертуаре балеты Чайковского и Глазунова, интересные концертные номера, а так же новые танцевальные миниатюры «Вальс-каприз» и «Ночь» на музыку Рубинштейна, «Стрекоза» Крейслера. Она знакомит мир с русским балетом, первой открывает его для Америки, до того довольно безразличной к этому виду искусства. После триумфа в Америке она выезжает с гастролями в Азию, в том числе на Дальний Восток. За 22 года непрерывных турне они проехали на поезде более пятисот тысяч километров, было дано примерно 9 тысяч спектаклей, в среднем за год балерина использовала до двух тысяч балетных туфель!

Из-за выгодных поездок, балерина нарушила условия контракта с Мариинским театром и была вынуждена выплатить неустойку, это крайне осложнило отношения и она неоднократно отказывалась выступать на сцене театра, добиваясь возвращения средств. По инициативе заинтересованной дирекции театра Анне Павловой в 1913 году было присвоено звание заслуженной артистки имераторских театров с награждением золотой медалью, при этом от нее требовали выступать только в России. В последний раз на родине она выступала в 1914 году и больше уже не возвращалась. Она помогала учащимся балетной школы в Петербурге в послереволюционные годы, высылала крупные денежные переводы голодающим Поволжья, проводила благотворительные выступления а пользу бедствующих. Но в Россию не приезжала.

Ее личная жизнь складывалась совсем непросто. Она считала, что артистка не должна выходить замуж, так как не может обременять себя семейными заботами. Человеку, который стремится к совершенству и успеху не дано испытать тихое семейное счастье. Свою жизнь она связала с Виктором Дандре. Горный инженер, выходец из аристократической семьи, в 1910 году был обвинен в растрате. Анна Павлова заплатила немалую сумму за его освобождение под подписку о невыезде. После этого он бежал из России и долгие годы жил без паспорта.

Павлова в своем особняке в АнглииДандре долгие годы был ее импресарио. Он был очень талантлив в своем деле, быстро осознал могущество прессы и всегда устраивал массу пресс-конференций, много общался с журналистами и фоторепортерами, давал интервью и умело обыгрывал балетные сюжеты в тематических фотоэтюдах. В тоже время именно он организовывал бесконечные и напряженные турне, истощавшие и подрывающие здоровье Анны. И однажды ее организм не выдержал…

Это случилось в Нидерландах 17 января 1931 года, куда Павлова приехала на гастроли. Ее там знали и любили, к ее приезду был выведен белоснежный сорт тюльпанов, названный «Анна Павлова» и с голландский импрессарио встречал ее с огромным букетом этих цветов. Однако балерина уже на вокзале чувствовала себя плохо и немедленно отправилась в отель. Она простудилась во время поездки по Франции, а кроме того, попала в железнодорожную аварию — столкновение двух поездов и упавший с полки кофр очень сильно ударил ее по ребрам.

Ее состояние очень быстро ухудшалось. Вызванный врач диагносцировал плеврит. Королева Нидерландов прислала к ней личного врача, который предложил немедленную операцию с удалением ребра, на что Дандре возразил, что в таком случае она не сможет завтра танцевать. Из Парижа телеграфом был вызван другой врач. Но ей уже никто не смог бы помочь. Она еще отдавала распоряжения насчет выступлений, потом ей стало хуже и все, кроме служанки удалились. Глядя на новое платье Анна пожалела, что потратила деньги на него, а не на детей-сирот, которых опекала.

Она впала в кому. Прибывший врач пытался сделать дренаж и откачать жидкость, однако состояние больной не улучшалось. В ночь с 22 на 23 января она скончалась, как полагают от заражения крови, вызванного плохо продезинфицированной дренажной трубкой. Ее предлагали похоронить на кладбище Пер-Лашез. Однако по предложению Дандре кремировали. Он был ее гражданским мужем и после его смерти их прах находится рядом в лондонском колумбарии Голдерс-Грин.

Великая балерина не оставила учениц и ей почти не досталось громких наград. Однако она создала новое стилистическое направление в балете и созданные ею образы впоследствии продолжались в танцах балерин мирового балета, в числе которых были Галина Уланова и Майя Плисецкая.

Рубрика: Великие балерины | Метки: Анна Павлова