Галина Сергеевна Уланова

Галина Сергеевна Уланова
09.05.2013 | Автор: admin

Ulanova
ulanovaГалина Уланова родилась в театральной петербуржской семье 8 января 1910 года. Ее родители служили в Мариинском театре. Сергей Николаевич — актер и режиссер балетной труппы, Мария Федоровна — солистка балета, там же выступал и ее дядя Петр Николаевич Уланов. Родители ждали мальчика и в детстве отец часто брал дочь на охоту и рыбалку, она копала ему червей и играм с девочками предпочитала забавы с луком и стрелами. С раннего детства она познакомилась с театром, балетом, но зная по матери трудности жизни балерин, с отчаянием и даже ужасом думала о предстоящем обучении.

Ее первое выступление в «Лебедином озере» в 1929 году прошло с огромным успехом. Однако балерине ее Одетта-Одилия казалась незаконченной. Она много читала, постоянно размышляла и импровизировала над образом, в результате роль совершенствовалась от спектакля к спектаклю. Так было положено начало созданию ее собственной системы, основанной на «обещании самой себе выполнить то-то и то-то» как впоследствии вспоминала Галина Сергеевна.

В судьбе Улановой огромную роль сыграл Федор Васильевич Лопухов, руководивший балетной труппой Кировского театра. Не смотря на имеющиеся отдельные неудачи, он верил в талант молодой балерины и поручал ей технически сложные партии. Такой ролью для нее стала Жизель. Впервые эту главную партию она станцевала в 1932 году. Ей не довелось увидеть исполнение Анны Павловой или Тамары Карсавиной, поэтому в формировании образа она изначально руководствовалась собственными чувствами и интуицией. И ей удалось сделать его необычайно целостным и величественным. С небольшими перерывами Жизель сопровождала всю ее творческую жизнь.

Ко времени появления на сцене Кировского театра «Бахчисарайского фонтана» Галина Уланова уже признанная балерина, которая обрела творческую индивидуальность, и роль Марии создается с учетом ее особенностей. Ей удалось наделить образ трогательной и печальной, покорной и безответной девошки огромной внутренней силой. Не менее запоминающейся стал для Галины Сергеевны образ Джульетты, который она также впервые исполнила на сцене Кировского театра. Нежный образ возлюбленной Ромео она сумела наполнить невиданной дотоле волей, и страстью.

В войну она эвакуирована вместе с театром, много выступает в различных городах и госпиталях. В те годы ее постоянным сценическим партнером был Константин Сергеев. Именно балет «Ромео и Джульетта» стал вершиной их творчнского союза. Но эта же постановка стала и его окончанием. Уланова в 1944 г. переходит в Большой театр и переезжает в Москву, и больше Константин Сергеев эту партию ни с кем не исполнял! По ее рассказам этот перевод решался чуть ли не в Политбюро ЦК КПСС. Возможно из-за этого она и Большом театре всегда оставалась «ленинградской» балериной. В Москве ее партнерами становятся Михаил Габович и Юрий Жданов, а одним из последних был Марис Лиепа.

Galina_Ulanjva

Репертуар Галины Сергеевны Улановой чрезвычайно разнообразен. Юная и доверчивая Золушка, скромница Параша, поэтичная Тао Хоа, Джульетта, Мария Коралли — психологически сложные, живые и одухотворенные образы. Как отмечала балерина, лучшие роли возникали у нее в периоды неблагополучия, волнения и страха, когда требовалось отрешиться от любых проблем, боли посли травм или житейских неурядиц, оставшись один на один с ролью и полностью сконцентрировавшись на спектакле.

Ее слава растет от спектакля к спектаклю, но она по прежнему требовательна к себе, никогда не опаздывает на репетиции, всегда собрана и настроена на работу. Не смотря на популярность у нее почти нет близких друзей. Она предельно корректна со всеми знакомыми, а за ее немногословность ее называют «Великой немой». Ее сопровождают ярчайшие мужчины своего времени, которые ценят в первую очередь ее талант и уникальность. Она была замужем пять раз, но это, кроме одного, были гражданские браки и всегда с мужчинами намного старше ее.

В первый раз ее избранником стал лысеватый концертмейстер и учитель музыки Исаак Меликовский. Ей было 17 и расстались они уже через год. Вскоре Галина увлекается дирижером Евгением Кубатовским, но и эта связь была недолгой. В Барвихе, во время отдыха она знакомится с актером Юрием Завадским. Один из наиболее привлекательных мужчин столицы, среди его поклонниц Марина Цветаева, а одной из жен была Вера Марецкая. Он приезжает к ней в Ленинград и вскоре они расписываются. Он старше ее на 16 лет и она совершенно беспомощна в быту. Отношения складываются очень непросто. Прожив вместе 10 лет они расстаются, но остаются друзьями и часто встречаются.

Наиболее ярким стал роман с Иваном Николаевичем Берсеньевым — актером и режиссером Ленкома, который был старшее ее на 21 год. Балерина не скрывала своей влюбленности, а ее избранник переживал из-за разрыва с женой, с которой к тому времени прожил 35 лет, актрисой Софьей Гиацинтовой. Они встречались в Метрополе, некоторое время жили у нее на квартире на Новослободской, а через два года в 1951 году он умер. На панихиде законная жена и великая балерина стояли рядом. После этого Галина Сергеевна переселяется в высотку на Котельнической набережной.

galina-ulanova_1959

Долгое время Уланова безутешна, не может смириться со смертью Берсенева, ее мучает бессонница. Лишь через три года ее новым избранником становится главный художник Большого театра Вадим Рындин. К сожалению он любил не только великую танцовщицу, но и выпивку, и с каждым годом все больше и больше. В 1960 года Галина Сергеевна уходит со сцены. На прощальном спектакле она исполняет Сильфиду — свою первую выпускную роль. Уход со сцены совпал с разрывом отношений и с Рындиным.

Такого количества наград и званий как Уланова не имеет ни одна балерина. Магия ее таланта заключалась не во внешней красоте, а в поражающей одухотворенности танца и его строгой технической выразительностью. Кроме ведущих партий в балете у балерины имеется девять фильмов, которые позволили уведеть ее дарование всему миру. Ей удавалась совпадать с вкусами эпохи и ее героини являлись кумирами и идеалами. Она же была непорочна, как свежевыпавший снег и это делало ее настоящей королевой! Во всем мире ее воспринимали как возвышенный идеал.

Галина Сергеевна Уланова народная артистка СССР и дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, ей четыре раза присуждалась Государственная премия СССР. Парижской академией танца в 1958 году она награждена премией имени Анны Павловой, а в 1988 году премией Оскара Парселли «Жизнь ради танца». Американская академия искусств избрала великую балерину почетным членом и за заслуги в области искусства наградила ее Командорским орденом. Ей единственной при жизни установили памятники в Стокгольме и Санкт-Петербурге, в Голландии ее именем назвали сорт тюльпанов.

У нее не было хобби или любимых занятий, все ее браки были бездетными. Самым комфортным состоянием для нее было одиночество, она любила животных и бывать на природе. Галина Сергеевна не видела себя вне работы и начала преподавательскую деятельность. Среди ее учеников многие известные балерины и танцоры: Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Светлана Адырхаева, Людмила Семеняка, Малика Сабирова, Надежда Грачева, Ирина Прокофьева, Алла Михальченко, Николай Цескаридзе, Нина Семизорова, Марина Колпакчи, Ольга Суворова, Ида Васильева.

Уланова преподает и за границей. Она работает с солистами Парижской оперы, Шведского королевского балета, Гамбургского балета, Австралийского балета и артистами нескольких балетных трупп из Японии. Считая, что она не должна повторяться в учениках, помогала каждому из них найти свой стиль и форму самовыражения. Все эти годы была невероятно строга к себе, каждое утро делала часовую зарядку и даже в преклонном возрасте ее вес не превышал 49 кг. Ее всегда отличала элегантность и удивительно легкая походка, причем ходила она всегда только на высоком каблуках.

ulanova_pamyatnikВ начале 70-х знакомится с известной журналисткой «Комсомольской правды» Татьяной Агафоновой, которая становится личным секретарем балерины. Она на 20 лет младше Галины Сергеевны и когда переселяется в ее квартиру, это вызывает не только недоумение, но даже пересуды и сплетни. Старые друзья постепенно перестают посещать этот дом. Уланова была совершенно беспомощна в бытовом отношении, она не знала как включить стиральную машину или телевизор, где находится сберкасса или как вызвать слесаря. Татьяна Владимировна взяла все эти проблемы на себя.

Когда в апреле 1993 года Татьяна Владимировна заболела, Галина Сергеевна ухаживала за подругой, научилась делать массаж и варить каши. Она отказывалась от выездной работы, чтобы больная не оставалась одна, но работу не прерывала и каждый день приходила в театр. Татьяна умерла в 1994 года и Уланова попала в больницу. В пустую квартиру она возвратилась лишь через год. Она не принимала предлагаемую помощь, сама ходила в магазин и готовила себе простую еду. Всегда радовалась, когда знакомы приносили ей творог и фрукты.

Умерла Галина Сергеевна Уланова 21 марта 1998 года. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище, памятник на ее могиле создан скульпторами Ф. Фивейским и А. Тихоновым. В 2004 году, в доме где она жила открылась квартира-музей, в экспозиции которого масса фотографий, афиш и личная библиотека балерины в том числе 300 книг с дарственными надписями знаменитостей.

galina_sergeevna_ulanjva

Рубрика: Великие балерины | Метки: Галина Уланова