Идеал женской красоты — Древняя Русь

russkaya_krasavitsaК сожалению практически не сохранилось древнерусских изобразительных памятников материальной культуры: картин, скульптур, барельефов, фресок и мозаик, позволяющих судить о том как выглядели женщины в старину, так как в России они получили распространение лишь в XIX веке. Однако достаточно достоверно об этом можно судить по образцам фольклорного искусства: сказкам, песням, былинам, но самое главное по облику наших современниц — этому генетическому посланию предков из древности в современную реальность.

Считается, что у древних народов и славян в том числе женская красота всегда была неотделима от материнства. Поэтому национальный идеал красоты в первую очередь отличался дородностью и статью, крепким телосложением, высоким ростом и гордой осанкой. По различным свидетельствам русские женщины лишь тогда считались красавицами, когда достигали веса не менее 5 пудов (то есть 80 кг!). Причем идеалы телосложения совершенно не отличались у различных слоев населения: купечества, крестьянства, ремесленников или воинского сословия, где худоба считалась серьезным недостатком.

Очень важными считались белая кожа и румянец во всю кожу. В народных сказках это сохранилось в виде идиоматического оборота «кровь с молоком», которое прослеживается у большей части сказочных красавиц. Именно поэтому длительное время на Руси широко использовались белила, которыми отбеливали лицо, и румяна, в качестве которых иногда использовалась обычная свекла. Очень ценились густые собольи брови и ясные очи.

Важное значение придавалось походке, ходить следовало не спеша и плавно, «как лебедушка плывет», которая обычно вырабатывалась переноской ведер воды с коромыслом. Говорить следовало не торопясь и напевно, словно «лебедь прокричит». Обращает внимание то, что множество признаков красоты (шея лебединая), которые прямо или косвенно являются подражанием священной птице славян Лебедю, что возможно указывает на более древние тотемные корни этой прекрасной птицы.

Волосы у красавицы должны были быть длинные и густые, так как служили показателем здоровья и магической силы. Волосы обычно убирались в косу, так как ходить с распущенными волосами было зазорным, особенно при посторонних, откуда пошло выражение «опростоволосится». Исключение допускалось в день Ивана Купалы, при выполнении магических и знахарских ритуалов, ворожбе, оплакивании покойного и в ряде иных случаев.

С определенного возраста, до которого волосы можно было подрезать, девочки заплетали одиночную косу из трех прядей. На Руси бытовало выражение «Коса — девичья краса», так как по ее длине и толщине можно было легко определить состояние здоровья девушки. Перед свадьбой коса невесты расплеталась и она прощалась с привычной прической, чему были посвящены особые обрядовые песни. После замужества женщина заплетала две косы, которые обычно укладывались короной.

Одежда женщин всегда отличалась красочностью, хотя покрой сарафанов, летников и душегрей отличался простотой и не облегал тело, что делало фигуру довольно статичной. Сословная принадлежность подчеркивалась не столько покроем одежды, сколько качеством тканей, богатством отделки и украшений. Для отделки использовалась вышивка, шелк и цветные ткани, мех, бисер, золотая и серебряная канитель и бить, жемчуг. Из ювелирных украшений широко распространены были серьги, гривны, колты, перстни, кольца, ожерелья, браслеты. Их отличала чрезвычайная тонкость работы при этом часто использовались эмаль, филигрань, зернь и чернь.