Мария Николаевна Ермолова

Мария Николаевна Ермолова
31.08.2013 | Автор: admin

ermolovaМария Николаевна ЕрмоловаМария Николаевна Ермолова родилась в Москве 3 июля 1853 г. Ее отец служил в Малом театре суфлером, много читал, неплохо рисовал, писал стихи и водевили, некоторые из которых даже ставились на сцене. Знакомые свидетельствовали об его ужасном характере — чрезмерной раздражительности, желчности и строгости. Своим четырем дочерям он до самого замужества и шагу не дозволял ступить без разрешения. Машенька Ермолова очень рано решила стать актрисой, иногда она сидела с отцом в суфлерской будке и стрепетом смотрела на игру артистов.

В 9-ти летнем возрасте ее отдают в балетную школу, но танцы ее не захватываю, она по прежнему грезит драматургией и дома с подругами разыгрывает сцены из театрального репертуара. Отец доволен этими спектаклями и с 13 лет Машеньке дает уроки знаменитый артист Самарин. Вскоре девочке позволяют участвовать в бенефисе, но ее скованность и неловкость, низкий и глубокий голос, а также бледное лицо (отец не разрешил наносить грим) совершенно не соответствовали веселому водевилю.

Однако этот провал не обескуражил начинающую актрису. В ней еще больше крепла уверенность, что она будет первой среди великих. В 16-летнем возрасте она вновь выходит на сцену Малого театра в роли Эмилии Галотти из одноименной пьеся Лессига. Случилось так, что заболела одна из актрис и потребовалась срочная замена. На драматические способности Марии указала ее однокурсница и уже при ее прослушивании у бенефициантки Медведевой брызнули слезы! Когда же во время спектакля скованную страхом Машу Ермолову вытолкнули на сцену, всех поразил ее глубокий и мощный голос «идущий из груди и отдающийся в сердце» и уже после первых слов раздались рукоплескания.

Однако первый успех ничего не изменил в ее жизни — она вновь вернулась в балетную школу для продолжения обучения. Лишь через 2 года ее приняли в труппу Малого театра. Ей несколько лет не дают ответственных ролей, именитые артистки видят в ней конкурентку, вокруг нее постоянно возникали сплетни и интриги. Но настойчивость и удивительная работоспособность сделали свое дело и вскоре она получает роль Катерины в «Грозе» Островского. С этой роли ее талант привлек внимание молодежи с галерки.

Огромную помощь в выборе репертуара Марии Николаевне оказали знаток творчества В. Шекспира профессор Н. И. Стороженко и сопредседатель «Общества любителей русской словесности» С. А. Юрьев. Именно они привили молодой актрисе вкус к классической поэзии.

Специально для ее первого бенефиса Юрьевым была переведена пьеса Лопе Де Вега «Овечий источник». Когда опозоренная и истерзанная героиня призвала народ к восстанию публика в театре стонала и ревела, многие обнимались, барышни махали платками. После спектакля восторженные студенты выпрягли из повозки лошадей и сами довезли Ермолову до дому, куда ее внесли на руках. Власти же запретили исполнение спектакля повсеместно!

в 1884 году Мария Ермолова играет Жанну д’Арк в «Орлеанской деве» Шиллера. Этот спектакль стал настоящим триумфом актрисы, ее вызывали после представления 64 раза! Эта роль, которую она исполняла 18 лет с годами приобретала все большую глубину, сочетавшую патетику и героический пафос с лирической задумчивостью, тихой грустью и поэтической скорбью. Из-за нехватки мест в Малом спектакль играли на сцене Большого театра.

Мария Ермолова в роли ЭстрелииМария Николаевна довольно рано вышла замуж за богатого адвоката и помещика Шубинского. Это был брак по любви, но семейная жизнь не сложилась и даже рождение дочери не изменило ситуацию. Супруги довольно быстро поняли, что они довольно далеки и брак потерял внутренний смысл. Однако консервативное воспитание и порядочность не позволили оставить ребенка без отца.

Счастье семейной жизни ей заменила театральная. Она очень требовательно относилась к работе, много читала, серьезно готовилась, буквально вживалась в роль и на сцене была почти документальна. Искусство Ермоловой воспринималось публикой как протест против деспотизма и самодержавия, пробуждало в них стремление к свободе и борьбе против всех форм порабощения. К началу девяностых годов она считается лучшей актрисой России и Европы.

Не сразу у Ермоловой складываются отношения с драматургом Островским, который первоначально предпочитал отдавать главные роли артистке Федотовой, но со временем и он был покорен талантом Марии Николаевны и она стала играть в его пьесах значительные роли. Многие отмечали, что ей особенно удавались русские красавицы — «брови собольи, очи сокольи». Именно ей молодой Антон Чехов, будучи студентом 2-го курса Московского университета принес на суд свою ученическую пьесу.

Ермолова в роли Марии СтюартВ Малом театре актриса отслужила более 50 лет, во время чествования рабочие преподнесли ей квадрат выпиленный из пола сцены. При Советской власти ей первой в стране присвоили звание «Народная артистка», Моссовет закрепил за ней в пожизненное владение особняк, где она проживала более 40 лет, что спасло ее от уплотнения. Новая жизнь ее угнетала, она вела замкнутую жизнь ограниченную домом и театром. Последней пьесой, в которой она играла в декабре 1921 года была «Холопы».

Она безумно устала. Работа буквально на износ: спектакли, репетиции, концертные поэтические выступления попросту измотали ее. Великая актриса, сыгравшая более 200 ролей, которую любили за за поэзию подвига, высокое, облагораживающее искусство и за утверждение нравственных идеалов практически не выходила из дома, никого не хотела видеть и медленно угасала. Она умерла 12 марта 1928 года.

Согласно завещанию ее похоронили во Владыкино, однако впоследствии перезахоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с могилами Чехова, Станиславского и других артистов МХТ. С 1935 года её имя присвоено Московскjому драматическому театру имени М. Н. Ермоловой. В ее доме на Тверском бульваре, 11 в настоящее время расположился дом-музей.
Дом-музей М. Н. Ермоловой

Рубрика: Выдающиеся актрисы | Метки: Ермолова