Медной горы Хозяйка

Медной горы Хозяйка
13.08.2013 | Автор: admin

Медной горы Хозяйка
mednoj-gory-khozjajkaМедной горы Хозяйка (Малахитница, Девка Азовка) — персонаж уральских сказов, о котором широкая публика узнала из произведений П. П. Бажова. Перед людьми она предстает то в виде прекрасной женщины с неподвижной косой и облаченной в малахитовое одеяние, то в виде ящерицы с короной на голове. Считается, что свое происхождение Медной горы Хозяйка ведет от образа богини Венеры, чей знак несколько десятилетий XVIII века использовался для клеймения полевской меди.

Рубрика: Сказочные женщины | Метки: Медной горы Хозяйка |

Более правдоподобным можно считать ее происхождение от «духа местности» или древнего божества, так как аналогичные сущности женского и иногда мужского рода отмечены во многих горных местностях (Алтай, Тибет, Альпы, Скандинавия, Япония, Бразилия и другие). Практически везде Хозяйка Гор, а также руд и драгоценных камней, живет в пещерах, она помогает хорошим людям: мастерам, охотникам, и жестоко наказывает жадных и бесчестных.

Однако многие связывают этот персонаж с остатками древних обычаев матриархата, которым были свойственны оргиастические культы поклонения женскому началу. Возможно именно с этим связано обитание в горной пещере, которая олицетворяется с чревом Матери-Земли. В романе древнего автора Апулея «Золотой осел» утверждается, что Великая Богиня многолика и разные народы зовут ее Минервой, Церерой, Гекатой, Венерой, Дианой, Юноной, Изидой. Эти имена использовались средиземноморскими народами, у народов других частей света отмечались аналогичные божества.

Афина ПалладаВ дни празнований, посвященным этим богиням по улицам шествовали процессии, участники которых иногда впадали в безумие от музыки и танцев, вина и дурманящих веществ. Описаны случаи, когда толпа терзала встречных мужчин, некоторые из них подвергались оскоплению. Обезумевшие участницы в руках несли фаллосы или их искусственные имитации. Со временем этот обычай был изменен и сегодня во время шествий верующие несут горящие свечи. Во многих местностях тысячелетиями сохранялся обычай принесения в жертву мальчиков.

Очень многие черты роднят Хозяйку Медной горы с Афиной Палладой — покровительницей греческого народа. Исследователи указывают на не греческое (индо-арийское) происхождение имени этой богини и связывают его с пелласгами — обитателями Пелопонесса ассимилированными дорийцами и ахейцами. Существует мнение, что Афина является обожествленным древним предком-вождем, которая возглавляла миграцию народа на юг после некоего катаклизма. Сопровождавшие ее служители говорили на особом языке — афинском или офенском. На территории России офени существовали вплоть до ХХ века и сохраняли свой древний язык и обычаи.

Афина изображалась рядом со змеем Эрихтонием, который был сыном богини-девственницы, созданным при помощи магии. Змейки во множестве украшали ее шлем, одежды и щит. Медной горы Хозяйка и Великий Полоз показывают насколько близки персонажи древнегреческих мифов и уральского фольклора. Интересен в этой связи и миф об аргосской царевне Данае, заточенной отцом в подземном медном дворце, куда Зевс проник в виде золотого дождя.

Каменный цветок
Медной горы Хозяйка описана Бажевым с учетом существовавших литературных традиций и ее поступки достаточно благопристойны. Она лишь предлагает мастерам взять ее в жены, суля богатое приданое, а в случае отказа насылает на своих избранников смерть. Это по-видимому неслучайное совпадение с сюжетом оперы Р. Вагнера «Тангейзер». Интересно, что и в «Пер Гюнте» более оптимистичного Г. Ибсена повествуется о том, как очередной женой любвеобильного героя становится дочь Горного Короля — Зеленая Принцесса, которая после бегства мужа рождает ребенка.

Исследователями отмечено и то, что Хозяйки Медной Горы, изображаемая в многочисленных произведениях черноволосой, в кокошнике и русском сарафане, серьезно отличается от подобных ей героинь из других местностей, где их описывают как рыжеволосых, ненасытных женщин, пристающих к мужчинам и губящих их. Сегодня все большее распространение получает версия могучей древней працивилизации рептилоидов, которые были предшественниками, а впоследствии учителями человечества. Не исключено, что Медной Горы Хозяйка является одним из представителей этой цивилизации. Все это лишь подчеркивает многослойность данного образа и сложность его многоуровневого постижения.

Рубрика: Сказочные женщины | Метки: Медной горы Хозяйка

Comments are closed.